Воспитание ребенка с особыми потребностями 14.02.2011

Воспитание ребенка с особыми потребностями


Воспитание ребенка с особыми потребностями

За последние пять лет детей-инвалидов в нашей стране стало в полтора раза больше.

От 70-90% детей с тяжелыми врожденными заболеваниями отказываются еще в роддоме.

75 % детей-инвалидов в России в возрасте от 7 до 17 лет не получают образования.

Каждый из нас сегодня гордится своей уникальностью, неповторимостью, подчеркивает и гордится особенностями своих детей и не подчиняется стандартам. Только иногда эта система координат дает сбой, и мы смущенно отворачиваем глаза от чужого ребенка со странным выражением лица или неловкой, вымученной походкой, так не похожего на других. А мама этого ребенка опускает голову и быстро-быстро тянет его за руку, потому что боится услышать тихо произнесенное слово «инвалид». Эти дети не такие как все. Они просто другие, и ничего больше. Точно так же, как и все дети без исключения, они лишь нуждаются в любви и внимании взрослых, в том, чтобы общество – то есть мы с вами – принимало их такими, какие они есть. Остальное – всего лишь условности, которые не стоят ровным счетом ничего. Душевное состояние ребенка зависит и от его отношения к своему недостатку. Мальчик родился только с двумя пальцами на левой руке. В два с половиной года он чувствовал себя абсолютно счастливым и владел левой рукой почти так же, как и правой. Его шестилетняя сестра очень любила брата и гордилась им, ей хотелось брать его с собой, куда бы она ни шла. Ее нисколько не беспокоил дефект руки. Однако мама очень расстраивалась по этому поводу. Она вздрагивала и морщилась, как от боли, когда кто-нибудь замечал его руку и разглядывал ее. Она считала, что по отношению к ребенку справедливее не подвергать его постороннему любопытству и находила всевозможные предлоги, чтобы не брать его с собой на люди. Чье же отношение к мальчику правильнее – сестры или матери? Или же сначала следовало бы ответить на вопрос: стесняется ли ребенок своего физического недостатка?

Главные условия, при которых ребенок вырастает счастливым и общительным, это, во-первых, семья, где родители любят своего ребенка таким, какой он есть, не донимают его своим беспокойством, не притесняют его, не суетятся вокруг него и не критикуют его постоянно. Во-вторых, возможность общения с другими детьми с раннего возраста, что научит малыша любить и ценить коллектив. Если же родители стыдятся своего ребенка или излишне оберегают его и удерживают от общения с другими ребятишками, он вырастет замкнутым, неудовлетворенным собой, чувствуя себя не таким, как все. Что касается пристальных взглядов, то малыш должен к этому привыкнуть, и чем он младше, тем ему легче. Если большую часть времени ребенка прячут и выводят на люди только изредка, то один пристальный взгляд в неделю будет смущать его больше, чем десять – в течение дня, к которым он уже привык и не замечает ничего особенного.

Ребенок будет счастливым, если его не жалеют. Бывает очень часто так, что родители ребенка с особыми потребностями чувствуют к нему глубокую жалость и слишком мало с него спрашивают. Жалость с родни наркотику. Даже если вначале она и не доставляет человеку удовольствия, привыкнув к ней, он не сможет без нее обходиться. Разумеется, в отношении к таким деткам необходима чуткость. От ребенка с умственной отсталостью никогда не следует ожидать выполнения работы, которая не соответствует его умственному развитию, а школьника с плохо действующими руками не следует критиковать за плохой почерк. Но дети с особыми потребностями могут и должны быть вежливыми в возможных для них пределах, жить в семье на общих основаниях с другими, выполнять посильную работу по дому.

Любите своего ребенка таким, какой он есть. Один десятилетний мальчик был намного ниже, чем его сверстники, и даже ниже своей восьмилетней сестры. Родители считали это настоящей трагедией и водили его к разным врачам. Все доктора уверяли, что ребенок не болен, что это просто врожденная особенность. Родители действовали и другими способами. Они постоянно заставляли его больше есть, чтобы быстрее вырасти. При любом сравнении роста мальчика с ростом сестры или других детей они начинали уверять его, что он меньше, но зато гораздо умнее других детей. В мальчишеской среде всегда имеет место соперничество. Поэтому мальчик маленького роста чувствует себя неуверенным и уязвимым. Однако есть два фактора, которые могут ему помочь справиться с проблемой: во-первых, организовать свою жизнь так, чтобы получать от нее настоящее удовольствие, что придаст ему уверенность в своих силах; во-вторых, он может понять, как мало значит для родителей его маленький рост. Заставляя сына много есть, родители напоминают ему о своей обеспокоенности, а это скорее отбивает аппетит, чем улучшает его. Если ребенка успокаивают, что он лучше сестры или сверстников в других отношениях, он не забудет о своем маленьком росте, а между детьми только усилится дух соперничества и соревнования.

Родители тоже нуждаются в помощи. Забота о ребенке с особыми потребностями обычно требует дополнительных усилий и напряжения. Чтобы устроить жизнь такого малыша наилучшим образом, необходима настоящая мудрость. Но переживания и недостаток опыта очень мешают. Отсюда следует, что вы, родители нуждаетесь в совете и помощи и, безусловно, можете на это рассчитывать. Я имею ввиду не только советы врача. Вам необходимо обсудить с кем-то (психологом, родителями со схожими проблемами), как следует обращаться с ребенком, разрешить проблемы, возникающие для других членов семьи. Чтобы выяснить все эти вопросы, обычно требуется ряд длительных бесед. Ваш советчик должен быть человеком опытным, способным понять ваши переживания и отчаяние, уметь вас успокоить.



Возврат к списку