31.12.2010

Особенности развития детей раннего возраста


Особенности развития детей раннего возраста.

Возраст 1год.

Умения и навыки: Увеличивается подвижность ребенка, многие дети начинают перемещаться по комнате, квартире. Пользуясь помощью взрослых, с удовольствием ходят, исследуют окружающий мир. Дети стараются обследовать все, что попадается под руку, очень любят играть с водой. Дети все ощупывают, переворачивают, подносят ко рту. Опрокидывают, катают взад и вперед, бросают, просовывают пальцы в маленькие отверстия и т.д. Интерес к книгам - рассматривают и переворачивают страницы. Находят потерянные предметы. Радуются одобрению близких. Зовут на помощь. Заметное появление памяти. Машут рукой на прощание. Не любят оставаться одни.

Языковые навыки:

Появляются первые слова, которые понимают только близкие.

Увеличивается количество слов, которые ребенок понимает : « на »-« возьми, мама, папа».

Общий план действий:

Учитесь понимать ребенка. Поддерживайте в нем ощущение любви и заботы. Говорите с малышом просто и ясно, рассматривайте картинки, рассказывайте, что нарисовано, и задавайте вопросы: « Где ?» или « Покажи…». Научите ребенка показывать на части вашего или собственного тела: нос, глаза. Также его легко научить показывать стол, лампу, цветы, картину и т.д. Необходимо как можно раньше дать понять ребенку, что для него опасно. Обеспечьте его свободное передвижение, но прячьте вещи, которые нельзя трогать. Постепенно учите ребенка общаться с чужими людьми. Не оставляйте его надолго одного.

Возраст 12-15месяцев.

Умения и навыки: Ходит без поддержки, стал прямоходящим существом. Пробует разные варианты походки. Заползает вниз-вверх по ступенькам. Выполняет движения: встал - пошел- пополз. Использует расческу, посуду, зубную щетку, открывает шкафы, бросает мяч руками. Появляется память, возникают ассоциации по цвету, мягкости (киса- кошка, воротник, игрушка). Изучает вещи: открывает. Закрывает.

Языковые навыки: Произносит 4-5 понятных слов. Использует согласные: « б», «к», «д», « г». Слова короткие. Произносит слова частично (мяч - «мя»), показывает жестами « нет», «да». Знает имена близких. Выполняет простые указания. Смеется над веселыми сценками.

Общий план действий: Общение по- прежнему доброжелательное. Играйте в мяч, в « Звуки» («Как говорит собачка?» - «Гав-гав»). Катайте малыша на плечах. Следите за тем, чтобы не залез на высокие предметы и не упал. Особое место игры - кухня. Внимательно наблюдайте за игрой « повара». Учите малыша самостоятельно одеваться и раздеваться. Обучите ребенка слову « нельзя» и объясните - почему. Играя с малышом, говорите !

Возраст 15-18 мес.

Умения и навыки: Понимает простую речь, ходит по кругу, возвращается назад, останавливается, чтобы поднять игрушку, карабкается на мебель. Открывает ящики, бросает мяч всей рукой. Макает в молоко сухарики. Сортирует предметы по форме, составляет пирамиду, учитывая размеры колец. Находит знакомые картинки в книжках, показывает животных на улице и дома в книжке. Меньше беспокоится, если остается один. Может мысленно воспроизвести образ человека, когда того нет рядом.

Языковые навыки: Говорит 10-20 понятных слов. Использует полные слова. Соединяет два простых слова (« баба- баба»). Составляет предложения: «Иди, пока!». Лепечет на своем языке. Понимает слова: «вниз», « вверх», «из», «горячо», «другие».

Общий план действий: Играйте с ребенком в пирамидку и кубики. Пусть показывает части тела. Вместе танцуйте под музыку. Играйте в « Прятки» и « Салочки». Игра « Рожицы»- копирование вашей мимики. Рисуйте для малыша и вместе с ним. Это развивает речь и воображение. Пойте для него и с ним, особенно когда чем - либо занимаетесь. Говорите о том, что делаете. Но не говорите слишком много такой речью, за которой малышу сложно уследить.

Делайте паузы. Предлагайте право выбора: « Тебе яблоко или апельсин». Пусть ребенок ответит. Обращайтесь к ребенку по имени и не старайтесь особо исправлять речь. Дети просто экспериментируют со словами.

Возраст 18- 24 месяца.

Умения и навыки: Раздумывает перед действием, понимает речь, приближенную к повседневной. Бегает, смотрит под ноги на возможные препятствия. Прыгает на месте и вперед. Ходит по ступенькам без помощи, открывает двери. Разворачивает обертки. Снимает одежду, моет руки. Строит башню из 6 кубиков. Играет с листом бумаги. Мысленно представляет себе задачу, потом ее выполняет. Старается рисовать линии, кружочки. Учится рассуждать, уже способен выполнять двухступенчатые задания: « Иди, принеси кружку». Способен гневаться: кричит, кусается, хнычет.

Языковые навыки: Говорит 20-50 понятных слов. Пытается произносить слова, состоящие из нескольких слогов. Отвечает на простые вопросы: « Что делает собачка?» Составляет предложения из 3 слов. Говорит мало, но понимает все. Любит « загадочные» слова: вертолет, самосвал, которые произносит с ошибками.

План действий: Пусть помогает вам по дому. Занимайтесь с ним гимнастикой. « Читайте» вместе книжки с картинками, время от времени оставляйте ребенка одного. Разрешите малышу переставлять мебель. Помогайте ему наводить порядок в доме. Продолжайте вместе рисовать. Побуждайте ребенка выражать свое настроение: « Тебе весело?», « Как ты себя чувствуешь».

Возраст 3 года.

Ребенок все больше начинает интересоваться другими людьми. В этом возрасте ребенок приобретает социальные навыки.

Общие рекомендации по развитию ребенка раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. На первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, позднее совершает с ними различные действия. К двум годам он хорошо овладевает ходьбой. Может не только ходить, но и бегать, взбираться на возвышения и слезать с них. Также в раннем детстве ребенок овладевает самым главным достоянием человека - речью. На втором году понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить, а к трем годам уже свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития необходимы дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей. Обучение необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. Но, что делать, если очередь в детский сад еще не подошла? Существует множество центров, занимающихся развитием детей раннего возраста. Но и возможность посещать такие центры есть не всегда. Выход один - заниматься с ребенком самостоятельно. Для этого и были придуманы развивающие игры и игрушки.

Именно игра является наиболее подходящей формой обучения маленького ребенка. Вот несколько рекомендаций родителям:

- Не ограничивайте ребенку жизненное пространство. Дети, постоянно находящиеся в одном замкнутом пространстве, будь то кроватка, манеж или комната, как правило, отстают в развитии.

- Соблюдайте твердость в режиме и дисциплине, но вместе с тем не скрывайте своей любви и привязанности в отношении ребенка.

- Покупайте игрушки, соответствующие возрасту малыша. И не предлагайте ребенку сразу много игрушек. Иногда родители так увлекаются покупкой игрушек, что в буквальном смысле слова забрасывают ими своего ребенка, а интерес к ним у малыша быстро пропадает.

- Не забывайте, что игра развивает умственные способности ребенка. Поэтому играйте с ним. Если научить ребенка по-разному использовать предметы, рассматривать их на разном фоне, соединять с другими предметами, малыш начинает играть самостоятельно. Ему интересно, он от самых обыденных вещей получает новые впечатления. Для примера возьмем обычный шнурок: его можно положить на стульчик, повесить на спинку, намотать на руку, положить на плечо и т.д. Новизна впечатлений состоит в том, что меняется фон, на котором воспринимается предмет (то на стуле, то на руке, то на плече); движение игрушки (то висит, то качается, то полетела в броске); тактильные ощущения малыша (то игрушка в руке, то на плече и т.п.) Ребенок живет этими впечатлениями. И радость его от необычных манипуляций со знакомым предметом не меньше, чем от новой игрушки.

- Игры лучше подбирать под настроение ребенка.

- Подбирая игру, помните о возрасте и индивидуальных особенностях вашего малыша. Во время игры надо следить, чтобы каждое действие сопровождалось речью. Комментируйте не только свои движения, но и действия малыша. Это поможет в развитии речи.

- К трехлетнему возрасту, ребенок все больше начинает интересоваться другими детьми. В этом возрасте ребенок приобретает социальные навыки. Ни в коем случае не принуждайте его вступать в контакт со сверстниками, при необходимости он сам это сделает. Удачи вам в таком нелегком труде, как воспитание детей.

Развивающие игрушки для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет).

Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами. Возникает новый тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий. Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности. Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки. Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий; развитие наглядно-действенного мышления; развитие познавательной активности; формирование целенаправленности действий ребёнка. Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов: совочки, лопаточки; метелочки, грабельки; сачки для "вылавливания" игрушек из ванны; удочки с магнитом для "ловли рыбок"; игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.; кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр. Копая совочками или лопатками, пользуясь игрушечными щёточками или расчёсками, малыш не только тренирует свою руку, но и овладевает культурными способами использования предметов.

Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это: пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу; вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания; матрёшки 3-4-местные; "коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений; столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания; крупные пазлы и мозаики; кубики крупные пластмассовые и деревянные; шнурок и бусины для нанизывания; народные игрушки с подвижными частями; желобок и шарик для скатывания. Действуя с этими (и подобными) игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие, и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент. Это могут быть: коробочки с секретом; детские музыкальные центры; механические игрушки; клавишные игрушки; игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового; материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки: фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.; пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.); составные игрушки - машинки, домики и пр.; строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу; бусы для нанизывания; шнуровки и застёжки. Игрушки, способствующие социально-личностному развитию Данное направление в раннем возрасте представлено главным образом развитием речи как основного средства общения и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой. Речевое развитие. Очевидно, что развитие речи ребёнка осуществляется в живом общении со взрослым. Такое общение предполагает общее понимание и обозначение каких-либо объектов и событий. Соответственно, игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть: картинки с изображением животных и людей; сюжетные картинки с изображением действий; наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей; элементарные виды детского домино и лото; последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок; наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок; звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок; диафильмы; игрушечный телефон.

Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это прежде всего куклы, среди которых могут быть: тряпичные - гибкие (высота 30-40 см); пластиковые - гибкие; кукла-голыш с набором одежды; кукла в одежде; маленькие "пупсики" в разных позах. Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.); мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик); "продукты питания" - наборы овощей, фруктов; "предметы гигиены" для кукол - расчёски, щётки, мыло и пр.; игрушечные животные - маленькие и средних размеров с выразительной внешностью. Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.

Игровые пособия, способствующие физическому развитию Мячи (разных размеров). Обручи. Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка). Скамеечки для ходьбы. Коврики с разной поверхностью.



Возврат к списку