Типы и особенности любви матери и отца в семье 02.02.2011

Типы и особенности любви матери и отца в семье


 

Статья «Типы и особенности любви матери и отца в семье» 

 

Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает выполнение всех его потребностей, в том числе в любви и привязанности, в безопасности и защите. 

Потребность человека в родительской любви – одна из самых сильных и длительных. В ней нуждается ребенок любого возраста, потому что любовь поддерживает положительное состояние эмоционального мира, учит любить себя и других, учит нравственному поведению и в целом выступает как источник жизненной энергии и опыта, необходимого ребенку как будущему родителю. 

И если ребенок испытывает потребность получить родительскую любовь, то родитель испытывает потребность «отдать» эту любовь. Лишенный возможности получать и отдавать родительскую любовь человек страдает сам, а вместе с ним и окружающие. 

Родительскую любовь можно представить как творчество, она индивидуальна. Никто не сможет предвидеть, какова будет любовь конкретного родителя, насколько она сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет нормы идеала любящих родителей. Они могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться о нем, удовлетворять его потребности. 

На основе изучения детско – родительских отношений А.С. Спиваковская описала восемь типов родительской любви: 

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость) – для родителей характерно теплое, эмоциональное отношение к ребенку, принятие его личности, поведения, а также активное внимание к интересам ребенка, уважение его прав и признание своих обязанностей. Оказание помощи при необходимости.  

Формула воспитания звучит так: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом».

       

        2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком) – для родителя характерна высокая оценка ребенка, его внешнего облика, его успехов и особенностей. Но в тоже время мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах.  

Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». 

 

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения) – родителю характерно признание существующих, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом развитии ребенка. В результате он приходит к идее об исключительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой, как все, он не так хорош». Родитель начинает излишне опекать ребенка, тратит массу времени и сил на защиту ребенка от всего вредного и опасного. Родитель очень внимателен к ребенку, его интересы заключены на ребенке, но при этом родитель не доверяет ребенку, не верит в  его способности и возможности.  

Формула воспитания: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». 

 

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция с ребенком) – для родителя характерно неосознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личности ребенка, его беспомощность в связи с болезненностью, ссылка на плохую наследственность и другие причины. Родитель не вмешивается в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, он плохо знает душевный мир своего ребенка.  

 

Формула воспитания: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит». 

 

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция с ребенком) – для родителя характерны попытки уменьшить общение с ребенком. Родитель старается не замечать его присутствия, становится холодным и неприступным при его приближении. Совершенно отстраняется, когда ребенок нуждается в поддержке и помощи.  

Формула воспитания: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». 

 

6. Презрение (антипатия, неуважение, малая дистанция) – для родителя характерно игнорирование всего положительного, что есть в ребенке, его достижениях. Общение с ребенком наполнено понуканиями, назиданиями, одергиванием, требовательностью. Такой родитель постоянно  обращается к различным специалистам с просьбой «исправить его ребенка».  

 

Формула воспитания: «Я страдаю, мучаюсь от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив и неприятен другим людям». 

 

7. Преследование (антипатия, близость) – характерно наличие твердой веры родителя в том, что ребенок – законченный мерзавец и негодяй. В поведении ребенка родитель постоянно видит «злую волю», пытается строгостью и жестким контролем переломить ребенка.  

Формула воспитания: «Мой ребенок негодяй, и я докажу это!» 

 

8. Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция с ребенком) – характерно отстранение от проблем ребенка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признает силу, ценность некоторых личностных качеств ребенка. При обострении  отношений такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить его школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам.  

 

Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем». 

 

 

 

 

Зоткина Е.Ю. 

Педагог – психолог отделения  

сопровождения семьи и детей  

МУ «Центр по работе с населением  

Кировского района» 



Возврат к списку