День победы
24.12.2019

Доклад начальника управления информационных технологий на заседание методического Совета администрации города Хабаровска по вопросу «Об опыте разработки и внедрения электронных программных комплексов в администрации города Хабаровска»




ДОКЛАД

на заседание методического Совета администрации города Хабаровска по вопросу
«Об опыте разработки и внедрения электронных программных комплексов в администрации города Хабаровска»
(19 декабря 2019 года)


Уважаемый Вячеслав Дмитриевич, уважаемые присутствующие.

В своих выступлениях я уже неоднократно подчеркивал важность информационных технологий в 21 веке, а также масштабы влияния информатизации муниципального управления.
 
В современных условиях, качество и своевременность принятия решений сотрудниками органов местного самоуправления в основном зависит от актуальности и полноты обрабатываемой информации.

На сегодняшний день у сотрудников структурных подразделений все чаще возникает потребность в минимизации временных затрат между совершением элементарных, но необходимых к выполнению операций, их информационным отображением, мгновенном получении исчерпывающей информации для анализа конкретной ситуации с целью принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение муниципального управления в современных условиях невозможно без использования современных информационных технологий, программных средств, баз данных и систем управления ими.

И одним из IT-решений служат автоматизированные информационные системы администрации города Хабаровска.

С 2012 года в деятельность администрации города внедрено свыше 60 программных комплексов различной направленности, разработанный МБУ «Межотраслевой информационно-аналитический центр». В количественном выражении разработка информационных систем представлена на слайде. 

Несмотря на кажущееся снижение объемов разработки в количественном выражении новых информационных систем – 6 в 2018 году против 13 в 2012 году, сложность разрабатываемых продуктов возросла. Такие комплексы, как АИС «Муниципальный документооборот», всем известный как МЭД, или учет заявок на предоставление земельных участков, стали настоящим прорывом в области автоматизации работы администрации Хабаровска. Подобные разработки на рынке программных продуктов предлагаются за несколько миллионов рублей, и речь здесь идет только о закупке и внедрении. Сопровождение таких продуктов обходится бюджетам в суммы, близкие к миллиону и даже миллионам рублей ежегодно.

Систематический мониторинг рынка в сфере готовых программных решений показал, что разработанные силами программистов МБУ «МИАЦ» программные комплексы, обошлись бы бюджету города в среднем 8 млн. руб. в год единовременно и 8,3 млн. руб. ежегодно за техническую поддержку и сопровождение, итого 16,3 млн. руб. в год, в то время как содержание штата программистов и специалистов по сопровождению со всеми накладными расходами обходится бюджету в среднем в 10,5 млн. руб. в год. Таким образом, среднее значение экономической эффективности от разработки комплексов собственными силами составило 5,8 млн. руб. в год.

Помимо экономической выгоды собственноручной разработки систем крайне привлекательной представляется независимость от стороннего разработчика, как в ходе эксплуатации системы, так и в случае необходимости ее доработки.

Более того, рассчитанное на массовое потребление, готовое программное обеспечение включает в себя ограниченный набор функций, которые автоматизируют «эталонные» или усредненные процессы. В большинстве случаев, оно не позволяет расширять или изменять отдельные функции системы, проводить «детальную настройку» автоматизируемых процессов, применять инновационные и нестандартные подходы к управлению.

Одним из основных преимуществ программного обеспечения собственной разработки является возможность получить с одной стороны уникальный продукт, полностью соответствующий автоматизируемым процессам и нуждам организации в целом, учитывающий современные тенденции в области информационных технологий, а с другой стороны – продукт, готовый к интеграции с внешними информационными системами в случае наличия такой необходимости. Создание программного обеспечения позволяет получить продукт, который будет развиваться по мере расширения круга решаемых вопросов и оперативно следовать изменениям в законодательстве.

Разработка программных комплексов в настоящее время осуществляется с точки зрения процессного управления, а именно: составляется схема всего процесса, устанавливаются все участники информационного взаимодействия, весь процесс разделяется на законченные логические модули с входящей и выходящей информацией и далее начинается работа по формированию технического задания, где описываются все алгоритмы технологических процессов и действия специалистов при выполнении этих процессов, прописываются все требования заказчика к программному комплексу, вплоть до дизайна и эргономики.

После утверждения технического задания, специалисты отдела разработки и развития программного обеспечения приступают к созданию программного комплекса, причем здесь был применен новый метод разработки. 

Так, например, существовавшая ранее «каскадная» модель разработки в крупных проектах показала себя малоэффективной. При продолжительном написании программного кода, продукт зачастую приходилось длительное время дописывать.

С целью повышения качества продукта, разработка или модификация прикладного программного обеспечения ведутся с применением гибкой методологии разработки, основанной на SCRUM подходе. 

Заказчик совместно с МБУ «МИАЦ» составляют список задач  необходимых для разработки программного продукта, с расстановкой приоритетов. 

Разработка ведётся короткими блоками задач (или спринтами), от 5 до 20 рабочих дней.
Каждый спринт ставит перед собой цель разработки приложения, готового к использованию, в рамках поставленных на этапе планирования спринта задач. По завершению каждого спринта производится демонстрация продукта заказчику, а также последующее обсуждение оставшихся задач. Заказчик проводит тестирование выполненных задач и сообщает результаты.  

Всё это позволяет сдавать заказчику  отдельные блоки функционала системы по этапам и только после принятия блока задач в эксплуатацию переходить к написанию следующего блока. Данный подход позволяет сократить временные расходы на модернизацию системы и существенно улучшить качество конечного продукта.

Однако, как уже было сказано ранее, разработка программного комплекса является итогом долгой и кропотливой работы по изучению рабочего процесса в целом и его этапов в отдельности. И в целях определения  степени важности написания программного продукта, его приоритетности по результатам его оценки по следующим критериям – влияние на повышение качества жизни населения города Хабаровска, имидж города, повышение доходов, снижение или недопущение расходов, показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, с 2016 года утверждена Рабочая Группа по принятию решений о разработке прикладного программного обеспечения для нужд администрации города Хабаровска.

Наличие порядка позволило значительно усовершенствовать уже внедренные программные комплексы, а также разработать совершенно инновационные.

Вот некоторые из них.

1. Электронный документооборот (МЭД).
За последние три года в администрации города интенсивно модернизировалась система муниципального электронного документооборота собственной разработки.
В отличие от типовых систем электронного документооборота уникальность нашей системы состоит в том, что она полностью учитывает особенности и потребности всех участников процесса управления: от самого младшего сотрудника до руководителя, поскольку создавалась практически самими пользователями.
Данная система позволила не только автоматизировать процесс обмена документами между структурными подразделениями администрации города, но и вывела на новый качественный уровень процесс контроля исполнения поручений по документам.

2. АИС «Критика».
Для оперативного реагирования на все поступившие в администрацию города инциденты нами разработана автоматизированная информационная система «Критика». 
В основе работы данного программного продукта заложена работа интеллектуальной системы «Инцидент-менеджмент», внедренной на государственном уровне в 2018 году, являющейся системой мониторинга социальных сетей, в основе которой лежит аналитическая платформа, изучающая и анализирующая русскоязычный сегмент интернета.
При фиксации негативных публикаций о деятельности администрации города Хабаровска происходит его уведомление в системе «Инцидент-менеджмент». Администратор системы города проводит анализ информации на предмет полномочий, заносит её в ИС «Критика», в случае необходимости прикрепляет сопроводительные файлы, и направляет её при помощи системы в соответствующее структурное подразделение для подготовки ответа по публикации. После этого в адрес структурного подразделения направляется  СМС – уведомление руководителю и уведомление на адрес электронной почты, которое содержит информацию об обращении и ссылку на данное обращение. 
Администратор системы структурного подразделения посредством механизмов АИС «Критика» готовят ответ, прикрепляют текстовую и файловую информацию и направляют Администратору системы города.

3. АИС «Субвенции ЖКХ»
Программа предназначена для расчета компенсаций части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги. Данная программа позволяет произвести формирование сводной базы данных плательщиков с начислениями из выгрузок, полученных из внешних источников, рассчитать субвенции и выгрузить, сформировать реестр начисления компенсаций. 

В 2018 году АИС «Субвенции ЖКХ» участвовала в XI Международном смотре-конкурсе городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить» и получила диплом лучшей муниципальной практики.

Данная программа активно заинтересовала глав муниципальных районов Хабаровского края.

4. АИС «ХабГТО»
Программа осуществляет учет и организует работу по учету мероприятий в рамках сдачи норм ГТО. Обеспечение корректности внесения данных об участниках тестирования на соответствие нормативам и их результатах ГТО, посредством доступа к порталу приложения из сети, также обеспечение возможности выборки и формирования статистической информации в разрезе учреждений и города в целом.

В 2017 году АИС «ХабГТО» участвовала в X Международном смотре-конкурсе городских практик городов СНГ и ЕАЭС «Город, где хочется жить» и получила диплом лучшей муниципальной практики.

5. АИС «УЗПЗУ»
Система предназначена для автоматизации процессов предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального строительства. Ссылка на программу размещена на официальном сайте администрации города Хабаровска, где каждый житель может воспользоваться и отследить информацию по своему заявлению.

На странице программного комплекса можно посмотреть ход заявки на получение земельного участка, а также ознакомиться с блок-схемой процесса прохождения заявки.
Программный комплекс контролирует сроки прохождения всех этапов и это является гарантией того, что ни одно заявление не потеряется и обязательно будет исполнено в срок.

6. АИС «Учет бесхозных объектов»
Система предназначена для учета бесхозных объектов и подготовки документов, необходимых для постановки на учет в муниципальную собственность. Создание и ведение карты бесхозного объекта, которая содержит все необходимые характеристики и результаты поэтапного выполнения постановки его на учет; ведение реестра бесхозных объектов; формирование отчетности.

Целью создания информационной системы является выявление, хранение, регистрация бесхозных объектов, сведение к минимальным трудозатратам сотрудников администрации города Хабаровска при выполнении работ всех этапов передачи бесхозных объектов в муниципальную собственность.

Мною было представлено только небольшое количество разработанных нами программных комплексов. 

В 2020 году мы так же продолжим развивать программные комплексы, и нас радует то, что будут разрабатываться и дорабатываться совершенно новые и уникальные системы. Так, например, рассматривается разработка и доработка таких систем как:

1. АИС «Жалобы_Благоустройство».
Программа предназначена и нацелена на выполнение принятых обращений, поступивших от жителей города, по вопросам благоустройства, а также на контроль и качество выполнения задачи на поступившую жалобу.

2. Геоинформационная система учета захоронений.
Программа предназначена для учета мест захоронений (оцифровка общественных кладбищ) – в результате реализации проекта будет создана интерактивная карта кладбища, на которой можно будет рассмотреть каждый участок, вплоть до отдельного захоронения. Должны быть отмечены заброшенные захоронения, несанкционированные свалки мусора и прочие объекты.

При отводе земельного участка под новое захоронение он будет фиксироваться по геолокации и наноситься на карту. Любые изменения, новые родственные захоронения – все это будет заноситься в базу данных.

3. АИС «Муниципальные закупки».
Программа представляет собой систему для формирования заявки на закупку, согласования аукционной документации к заявке, утверждения заявки размещения информации по закупке на сайте zakupki.gov.ru и формирования отчетов на основе информации, формируемой на сайте zakupki.gov.ru, в АИС «СМАРТ-ПРО», АИС «Бюджет-КС».
А еще нас ждут: система управления процессами и проектами, система учета муниципального жилищного фонда, система анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий и многое другое.

Подводя итог, хочется отметить, что информатизация и автоматизация процессов в органах местного самоуправления является одним из ключевых направлений нашего дальнейшего развития, а использование информационных технологий предоставляет принципиально новые возможности для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Спасибо за внимание!



Возврат к списку