О НАЛОГОВОЙ СТАВКЕ В ОТНОШЕНИИ ДАЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

24.05.2019 Департамент налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации информирует, что согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
С 01.01.2019 в отношении земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «дачный земельный участков», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства» применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, имеющих виды разрешенного использования «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства».
При этом придание обратной силы изменениям в нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, ухудшающим положение налогоплательщиков, в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ является недопустимым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), вступившего в силу с 01.01.2019 года, установлено, что для целей применения в Законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения части 7 статьи 54 Закона не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
При этом НК РФ не содержит аналогичных переходных положений для целей исчисления земельного налога.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 02.07.2013 № 17-П, конституционные гарантии прав и граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
В этой связи положения части 7 статьи 54 Закона распространяются на налоговые правоотношения, возникающие при исчислении земельного налога в рассматриваемой ситуации.
Таким образом, с 01.01.2019 в отношении земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «дачный земельный участков», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства» применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, имеющих виды разрешенного использования «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства».
При этом придание обратной силы изменениям в нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, ухудшающим положение налогоплательщиков, в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ является недопустимым.
 



Возврат к списку