10.11.2016

Азбука воспитания


Веселым семейным праздником завершился проект «Право на радость», разработанный и реализованный  Хабаровской региональной общественной организацией «Центр абилитации детей и подростков с генетическими отклонениями «СоДружество» в социальном партнерстве с детским садом комбинированного вида № 71.

Задумывался проект как обеспечение возможности всем детям, несмотря на особенности развития, посещать дошкольные учреждения наравне со сверстниками. Но результат превзошел ожидания.

Разные особенности

— Мы создали и апробировали модель службы сопровождения семей, воспитывающих особенных детей, — рассказала автор проекта Елена Лазарева. — А к участию пригласили не только родителей и ребят, посещающих детский сад, но и тех, кто еще готовится к поступлению в дошкольное учреждение. Когда формировали целевую группу, то рассматривали детей, особенности развития которых могли повлиять на их отношения со сверстниками, родителями, воспитателями. К нашему удивлению, в число таких ребят попали не только дошколята с ограниченными возможностями здоровья, но и те, кто опережает в развитии своих одногруппников, и поэтому педагогам с ними трудно.

На протяжении пяти месяцев команда проекта, состоящая из психолога, логопеда, медицинского работника, специалиста по коммуникациям и арт-терпевта, ежедневно проводила индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия для детей. А каждую субботу на заседания родительского клуба собирались мамы и папы. Не остались без внимания и педагоги дошкольного учреждения: для них провели пятидневный семинар, посвященный инклюзивному образованию, взаимоотношениям с детьми, имеющими особенности развития. Также специалисты разработали для воспитателей пакет методических рекомендаций и на протяжении всего проекта консультировали по запросам.

2.jpg 3.jpg

Как много мы еще не знаем

По твердому убеждению разработчиков проекта и родителей, результат есть у всех 17 участников. Кто-то совершил настоящий скачок в развитии с полным нивелированием особенностей, у кого-то отмечаются улучшения в двигательном и эмоциональном развитии, у всех прогресс в развитии мелкой моторики.

— Необходимость обращения к специалистам в нашей семье назревала давно, — поделилась Валентина Голоколос. — Наш сын Лев с трех лет не общался с другими детьми и людьми вообще, был очень избирателен в еде, боялся животных, даже самых маленьких и безобидных, мог длительное время выполнять одно и то же действие. Как мама, на многие моменты я закрывала глаза, но родственники и друзья озвучивали эти проблемы. И хотя в поликлинике по месту жительства никаких диагнозов нам не ставили, говорили, что все в норме, мы охотно согласились на участие в проекте и получили очень хороший результат. Сын стал общаться со сверстниками, отвечать на вопросы взрослых (чего раньше и представить было нельзя), полностью исчезли моменты зацикливания, а еще мы завели хомячка. Кстати, как родитель, я тоже многому научилась. Главное —  пришло понимание того, что мамами и папами не рождаются, этому надо учиться. Теперь я знаю, что ребенок — это личность со своими желаниями, мыслями, стремлениями, и взрослые должны это учитывать. Нельзя равнять его с другими и стремиться, чтобы он был как все, помещая в рамки. Мне стало намного легче общаться со своим сыном.

4.jpg

— А у нас в квартире теперь изрисованы все обои, причем рукой мальчика, который еще полгода назад не желал брать в руки карандаш или фломастер, потому что ему это было неинтересно, — добавляет мама  Елена Фалеева. — Благодаря проекту вся наша семья стала дружнее, потому что мы научились лучше понимать друг друга.

На равных со всеми

Заведующая детским садом Елена Грень уверена, что проект «Право на радость» помог им совершить настоящий прорыв в работе с родителями, выйдя на качественно новый уровень.

— Мы убедились, что дети с особенностями развития могут посещать обычный детский сад, просто нужна помощь специалистов, причем не только им, но и родителям, и воспитателям, — говорит она. — Причем в дошкольном учреждении  работа с ними весьма результативна, потому что мы постоянно видим ребенка, знаем его индивидуальные особенности, и если он не в настроении заниматься в назначенное время, мы можем перенести его встречу с психологом или логопедом на другой день. Плюс еще и в том, что дети нас знают и доверяют нам. Отрадно, что родители поверили, откликнулись на предложение и очень активно работали все эти пять месяцев. На наших глазах с детьми и родителями происходили метаморфозы: девочка, которая могла закатить беспричинную истерику, стала главной помощницей воспитателей, а мальчик, которого многие в детсаду считали немым, теперь подходит к взрослым и предлагает свою помощь. 

Когда все участники проекта в последнюю субботу октября собрались на заключительное собрание родительского клуба, то чувства испытывали двоякие. Удовлетворенность от проделанной работы и сожаление из-за того, что все заканчивается.

— Мы вместе учились, стремились, преодолевали трудности и теперь знаем, что такое счастье, — сказала Елена Лазарева,  обращаясь к собравшимся. — Пять месяцев мы шли по сложной дороге и сейчас на перекрестке, где посадим дерево, на листочках которого каждый из вас напишет, что такое для него счастье. И в трудную минуту любой из нас сможет мысленно прикоснуться к нему, чтобы напитаться силами и уверенностью в том, что он на верном пути.

По итогам конкурса на получение муниципального гранта проект «Право на радость» получил 300 тыс. руб.

7Y8A0514.JPG


Источник: Хабаровские Вести, автор Нина Жигунова




Возврат к списку