11.01.2016

В Новосибирске прошла конференция «Развитие механизмов участия граждан в местном самоуправлении: опыт муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока»


29 октября 2015 года в городе Новосибирске состоялась межрегиональная конференция «Развитие механизмов участия граждан в местном самоуправлении: опыт муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока». В конференции приняли участие более 70 представителей органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления и некоммерческих организаций.
Участники конференции отмечают, что совершенствование механизмов гражданского участия в местном самоуправлении, стимулирование территориального общественного самоуправления (ТОС), некоммерческих организаций (в том числе социально ориентированных НКО), являются приоритетами муниципальной политики в решении вопросов местного значения в современных социально - экономических условиях.
В то же время, в системе организации и функционирования территориального общественного самоуправления имеются определенные трудности, преодоление которых зависит от нормативной базы всех уровней власти; мер поддержки, принимаемых местной и региональной властью.
Так, юридическая регистрация ТОС в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ст. 27, Федерального закона №131-Ф3) не вполне соответствует природе ТОС, не имеющей членства, и не вполне удовлетворяет требованиям законодательства о некоммерческих организациях (например, в деятельности ТОС принимают участие граждане с 16 лет).
Многие исполнительные органы и активисты ТОС активно взаимодействуют с органами полиции, службами участковых инспекторов, организациями, принимающими участие в охране общественного порядка. Однако, общественная деятельность, волонтерство и добровольчество в этой сфере не урегулированы действующим законодательством. Отсутствуют государственные обязательства страхования жизни и здоровья участников добровольных формирований на период исполнения функций по охране правопорядка и общественной безопасности. Зачастую инициативы ТОС в сфере охраны общественного порядка оказываются вне правового поля.
Для успешного и эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью, дальнейшего развития форм участия населения в местном самоуправлении необходимо совершенствовать федеральное законодательство, нормативно-правовую базу муниципальных образований в целях обеспечения прозрачности, законности, демократичности механизмов обеспечения гражданского участия; обеспечить организационную, информационно-методическую и финансовую поддержку территориального общественного самоуправления, некоммерческих организаций, как наиболее развитых институтов гражданского общества.

Генеральный директор
исполнительной дирекции АСДГ

М.А.Зайцев

Участники конференции рекомендуют:

Федеральным органам государственной власти:

1.1. Продолжить работу по совершенствованию положений федерального за­конодательства в целях конкретизации организационно-правовой формы территори­ального общественного самоуправления с предварительной организацией серии об­щественных и профессиональных консультаций.
1.2. Комитету Государственной Думы Федеральною Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции принять меры по разра­ботке законопроекта «О муниципальной милиции» или доработке законопроекта № 621910-6 «О муниципальной милиции», предусмотрев в нем формы общественного участия в сфере охраны общественного порядка.
1.3. Министерству экономического развития Российской Федерации подгото­вить и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправле­ния городских округов и муниципальных районов», закрепив в перечне показателей оценки эффективности деятельности муниципальных образований поддержку и раз­витие общественных инициатив, институтов гражданского общества (наличие нор­мативных муниципальных актов, в том числе, программ поддержки социально ори­ентированных НКО; количество конкурсов и грантов на общественно значимые це­ли; количество функций, осуществляемых в партнерстве с ТОС и НКО).
2. Региональным органам государственной власти:
2.1.Оказать содействие органам местного самоуправления и непосредственно органам ТОС в мероприятиях по организации и участию в 1 Всероссийском съезде ТОС (февраль 2016 года, Москва).
2.2.Рассмотреть возможность принятия региональных законов «Об участии граждан в охране общественного порядка» с целью содействия обеспечению обще­ственного правопорядка.
2.3.Оказать методическую и финансовую поддержку органам местного само­управления, принимающим программы развития территориального общественного самоуправления.
3. Органам местного самоуправления:
3.1.Учесть опыт муниципальных образований, активно поддерживающих (в том числе, через принятие целевых муниципальных программ) территориальное общественное самоуправление, выстраивающих партнерские взаимоотношения с органами ТОС (Новосибирск, Омск).
3.2.Разработать и принять правовые акты по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка и профилактике правонарушений.
3.3. Изучить и использовать представленный на конференции положительныйопыт работы:
3.3.1. Опыт города Новосибирска по организации территориального общест­венного самоуправления, созданию ресурсных центров общественных объединений, проведению конкурсов по предоставлению целевого бюджетного финансирования социально-значимых (общественных, гражданских) проектов и инициатив (конкурса на предоставление муниципального фанта);
3.3.2.Опыт города Омска по объединению ресурсов территориального обще­ственного самоуправления и других общественных институтов для решения мест­ных проблем;
3.3.2.Опыт городов Омска и Сургута по организации программно-целевого подхода как инструмента поддержки и развития институтов гражданского общества.
3.4.Принять активное участие в формировании в АСДГ базы лучших практик вовлечения граждан в решение вопросов местного самоуправления.
3.5.Способствовать созданию инфраструктурных ресурсных центров под­держки общественных инициатив.
3.6.Способствовать созданию общего информационного пространства для деятельности общественных организаций, органов ТОС и других общественных ин­ститутов.
3.7.Активнее привлекать активистов ТОС к работе общественных советов и общественных палат, созданных при органах местного самоуправления, с целью осуществления общественного контроля в различных сферах муниципального управления.
4. Некоммерческий организациям и органам ТОС:
4.1.Активнее инициировать участие в общественной экспертизе (мониторинг и оценка) социальных проектов и программ, реализуемых на федеральном, регио­нальном и местном уровнях, в организации системы общественного контроля.
4.2.Содействовать органам местного самоуправления в привлечении граждан в процессы принятия решений по управлению территориями; в проведении разъяс­нительной и информационной работы при проведении реформы местного само­управления, инициированной органами государственной власти субъектов РФ.
4.3.Органам ТОС активнее использовать право правотворческой инициативы при разработке и принятии решений по вопросам местного значения.
5. Исполнительной дирекции АСДГ:
5.1.Продолжить работу по обмену опытом и распространению лучших прак­тик вовлечения граждан в решение вопросов местного самоуправления.
5.2.Направить настоящие рекомендации в профильные комитеты Совета Фе­дерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, главам муниципальных образований и руководителям представительных органов муниципальных образований Сибирского, Дальневосточного и Уральского феде­ральных округов.



Возврат к списку